Мой блог

Чудовища, стерегущие чудеса...

Сила там, где страшно. И там, где больно. Чудесное живое тепло, наша энергия, заморожено внутри тела. Это сделали мы сами, защищаясь от мучительно сильных переживаний. Умная голова знает диагноз. "Меня обижали во дворе...", "Папа меня бросил..." Знание не помогает. Чтобы разморозить энергию, надо двигаться в тело, двигать телом, протряхивать, и прополаскивать его звуковой вибрацией.


Спонтанное пение ведет к свободе звучания и чувствования, и всегда через тело. Для многих это становится неожиданностью...


На пути к свободе энергии мы обязательно встречаем чудищ: страхи и "боли". Непобедимых монстров мы не видели. У разных людей они очень похожи. Что же это бывает?


✦ Страх оценки (негативной, конечно же!)


Если нас били по рукам, критиковали, пилили все детство, то свобода самовыражения вытравливается начисто. На клеточном уровне. Потерять лицо - страшнее всего. Хоть и лицо-то безрадостное, горестное... Да и к тому же, вовсе не тобой нарисованное...


Хорошая новость: все ограничения записаны в голове, и потом - в теле. Убрать их из головы - можно. Быстро. Из тела - дольше, ведь оно очень инертно. Но тоже можно! Вот почему на Интенсивах так много телесных практик. А куда без них? Хочешь петь - двигайся. Хочешь радоваться - танцуй! Поэтому на Интенсивах мы сразу договариваемся: мы все здесь - некрасивые, глупые... неидеальные в общем. Так снимается бремя ответственности за поддержание "лица".


✦ Страх страха


Эта эмоция настолько сильная, что мы научились избегать ее, подавляя телесную живость. Хоп - поджали все внутри, и страх отступает. Вместе с нашей энергией, правда...


Хорошая новость: можно научиться идти в страх, трансформируя его в энергию.


✦ Страх боли


Здесь все понятно... Какие-то эмоции и вспоминать не хочется. Задвинуть бы их подальше, и забыть. Не тут-то было: заморозка боли приводит к утечке энергии. Ну никак не получается придушить себя, и не мучиться от недостатка кислорода!


Отличная новость: боль очень естественно выпевается! Через голос и звук можно избавиться от самых тяжких обид, горестей-печалей. Всего, что холодным тяжким комом залегает у нас в животе или груди. Неслучайно наша страна родила такое количество протяжных, надрывных песен, призванных облегчать страдание. Женщины интуитивно помнят о важности разрядки через пение и рыданий всем телом. Они гораздо чаще, чем мужчины, пользуются этой возможностью. А зря - ведь уже после 50 лет "сильную половину" косят инсульты, инфаркты, онкология. Просто накопилось. Но боль - не то сокровище, которое стоит копить...


✦ Страх гнева


О да! Зачастую мы боимся не столько реальных последствий проявления эмоции гнева (ну, каждый может вообразить как он(а) бушуя, срывается с катушек и бьет ближних, или рыдает, унизительно теряя лицо...), сколько самого гнева! Потому что он - сильный! А значит, мы можем полностью потерять лицо (неважно, что рисовали это лицо не мы!), делая то, что расшатывает образ себя.


Хорошая новость: гневом можно управлять. Но для начала - делать это в безопасной обстановке Интенсива, в рамках специально подобранных упражнениях, под внимательным руководством ведущей. В компании тех, кто движется к тем же целям, а значит, полностью поддерживает и одобряет нас.


✦ Страх сексуальности


Под маркой "неприличного" общество готово держать любые живые проявления нашего тела. Опасность сексуальной энергии, как и гнева, - в ее силе. Трудно контролировать дикое, свободное существо. А вот задавив его ярмом - вполне. Сил останется у него, разве что, тащить это ярмо. Яркий знак такой загнанности: отсутствие жизненных сил и желаний.


Хорошая новость: как и гнев, сексуальная энергия не является деструктивной, и может быть легко управляемой. Сублимация - это осознанное направление этой силы в творчество, любовь, развитие. Сила не может быть плохой, энергия никогда не является опасной.


Вот "чудовища", что противостоят участникам интенсивов по Спонтанному пению. И все они, в итоге, оказываются нашими друзьями - забытыми, озлобленными, и радостно раскрывающими перед нами сундук с волшебной энергией, стоит лишь признать их, дать им внимание. И подарить им право голоса:)


История моего тела


Недавно случился мой день рождения. Так вот, самый неожиданный и приятный подарок приподнесло моё тело... Пора и мне написать отзыв об Энергопении :)


Мне досталось от рождения вполне приличное тело: здоровое, в полной комплектации, довольно выносливое, а лет до 12 ещё и весьма гибкое: я садилась на шпагат. Использовала я его довольно активно, не балуя особой заботой. То есть обращала внимание, когда оно о чём-то настойчиво сигналило, в этом случае начинала срочно заботиться, если не помогало - бежала ко врачу и пила таблетки.


Моё тело вынашивало и кормило детей, работало на морозе и в жару, на каблуках и до поздней ночи в стрессе, не соблюдало питьевой режим, лопало всё подряд и даже был период - использовало алкоголь для расслабления. А ещё впадало в депрессии. Каждый месяц, до того как позволила себе петь.


С момента моей первой беременность я не пела 7 лет, только колыбельные деткам... Как запела, полегче стало.

К 30-годам я имела хроническую проблему с почками и мочевым пузырём, заставлявшую меня лезть на стену или корчится от колик на полу с учащающейся периодичностью. Левая рука не поднималась без боли, на турнике висеть уже не могла. Я даже научилась с этим жить! Потому что медицина не предлагала мне способов это вылечить.


Я сохраняла неплохую форму, но тело было совсем неспортивным. Я уже даже не заставляла себя двигаться как раньше. Много лежала и много спала.


Я много раз рассказывала, как познакомилась с методикой чакрового пения. Всё что до этого я знала, умела, слышала, чувствовала, подозревала сложилось в этой методике в один пазл.


Первое, с чем мне понравилось играть - это вибрация в теле. Первичное расслабление. И мой первый же эксперимент дал результат: я победила хронику в мочевом пузыре! Без антибиотиков, которые к тому моменту уже и не работали. Просто направляя звуковую вибрацию. За два дня. Насовсем. С почками оказалось чуть сложнее...


Второе, что я себе разрешила - это петь эмоцию прямо в песню. Господи, сколько в этом открылось энергии! А вслед за этим потянулась логическая ниточка, каждый раз внутренне прислушиваться : "А что я на самом деле чувствую?" Так я научилась лучше слышать себя. Продолжаю учиться.


И поменяла жизнь, точнее исключила из жизни первопричину постоянного страха. Это было трудно, некрасиво, не всем понятно, но с тех пор почки не болели. А заодно много ещё чего в жизни стартануло и сбылось.

Дальнейшая работа открыла целую директорию мышечных зажимов.


Хронический "горб" на плечах никак не уходил, пока не обнаружилась "мёртвая" область поясницы. А разрабатывая поясничную область обнаружила зажим в бедренных суставах, когда он расслабился, пропал "горб". Это события одного месяца. Когда горб снова нарастал, я знала уже как убирать.

Я приучилась вытягивать и держать позвоночный столб ровно - поднялся уровень энергии. Всё, что в теле было искажено, сразу давало себя знать , и сразу становилось источником звука.


Работа становилась всё тоньше. Открылась разница между правой и левой сторонами тела. Интуитивно, настойчиво, со всех сторон, я пропевала, протанцовывала, растягивала, осознавала, прокрикивала на Динамической медитации всё, что связано с этой темой. Открытиям моим нет числа. Боль в левом плече пропала. Это так необычно... я просто как будто заполнила что-то, где не хватало, и всё встало на места.

Я почувствовала свои голени. Над этим я билась долго. Вечно холодные ноги, с детства. Я даже не понимала, насколько они сжаты. Я нашла к ним ключ. Ещё не идеал, но теперь-то я знаю что это возможно. И это всё не специальная, круглосуточная работа. Просто периодическое внимание. Настоящее внимание.


Накануне Дня рождения я оказалась на "Дискотеке босиком". Аааааа! Я почти год не была там. Первые полчаса я скакала просто в шоке! Движение из тела просто рвалось, ни усталости, ни одышки. Ничто не сдерживает, нет предела. Если я не попробовала сесть на шпагат, то уверена, что это скоро станет возможным!
Моё тело прыгало, гнулось, тянулось как в детстве! Всё во мне ликовало, какое же это удовольствие быть в своём теле.


Спасибо, тело!

Я продолжаю не заниматься спортом. Я всё ещё всеядна.
Никакой системы.
Я пою чакрами. Столько, сколько мне велит любопытство и приносит удовольствия.


Это - неполная история моего тела. Эпопея ума и сага сердца - впереди.



Действуя из боли, породишь только боль...

Действуя из боли, породишь только боль. Из гнева - гнев, а из любви - любовь. Из боли любовь никак не получается. Можно прямо по результату смотреть. Если не понимаешь, из чего ты действовал, - сверяйся: что получилось, то и отправил.


Только не всегда видны результаты сразу. Истории длятся так долго порой... Например, мамы и дочки - вечная тема.


Мама, родившая двойняшек, одна из которых умерла при рождении, с болью справиться так и не смогла, решила переложить эту боль на выжившую дочку: "Забрала все силы с двоих себе!" Девочке тоже стало больно. Маме не стало легче. Девочке 30, вся в чувстве вины, неуверенна, видя хорошее отношение к себе готова расплакаться, тащить ваши сумки, служить до гроба и разрываться от благодарности на части. Хорошая, добрая девочка. До сих пор маленькая девочка.


Маме было больно, она не состоялась в жизни. Но она же точно знала как стать крутой! Поэтому, дочь, - смотри на Машу, - она уже уверенно читает, а Света помогает матери по дому и уже может сама помыть пол, а Оля активистка и в школе на первых ролях... Надо быть как они, гони доча! Ничего, что Оля полы не моет, а Машины достижения закончились ранним чтением - ты должна уметь всё и в лучшем виде! Бегом марш! Дочке 35, она не знает, чтоб ещё бы такое на себя взвалить, чего бы ещё такого посложнее достичь, чтобы стать наконец счастливой.


Можно продолжать. Раз в неделю передо мною новая партия дочек, и вместе мы пытаемся отделить от них по сути боль их мам. Если у дочек уже есть свои дочки - передача боли превращается в семейную традицию.

Секрет взаимодействия с нашими чувствами состоит в том, что выкидывая их из себя, мы не можем их ни изменить, ни облегчить. Чувство можно трансформировать.


Трансформировать чувство можно только внутри. И такая работа с любым чувством начинается с принятия.
Если вам неприятно, больно, плохо, страшно, мерзко, отвратительно, стыдно, неудобно и т.д. Первое - признайте это. И назовите это чувство своим именем.


Второе: назовите всех участников болезненной ситуации. Обычная защитная реакция - начать обвинять. Не работает.
Просите прощения. Мысленно, у всех, и у себя. И сами тоже всех простите. А если не можете простить, то простите себя за это.


Третье: Благодарите участников ситуации. Может опыт в сейчас и не осознается, со временем всё встанет на места.

Тогда это трансформация. На сердце легко, диалоги в голове не крутятся.


Теме выстраивания своей женской сути без оглядки на боли, штампы, в соответствии со своими природными задатками, будет посвящена серия семинаров Женские мистерии, которые редко, но очень емко и метко, проходят на выезде под Москвой.

Трансформация чувств, среди прочего, станет одной из тем выездного интенсива "Исцеляющий голос" в Подмосковье.


Что вы практикуете?

Что вы практикуете?

Анна Запрягаева


Ты не то, что ты думаешь... Ты то, что ты практикуешь. Представим себе крестьянина XIX века: отдалённая деревня, минимум информации, пашем и сеем как приучены, дома строим и украшаем как у соседей, сказки и песни из поколения в поколение одни и те же с небольшими изменениями. Постоянная практика с привлечением редких удачных усовершенствований. И вот однажды он едет на ярмарку и видит там что-то новое, игрушку для детей. Он не покупает её, а приезжает домой и делает похожую . Односельчане посмотрели и стали делать такие же, потом это переросло в промысел для все деревни... Капля новой информации при активной практике дала вот такой результат.


Горожанин XXI века. Информации океан. Новые сказки в виде блокбастеров пачками каждую неделю вываливаются на экран. Песни текут потоком из радиоприемников. Знания сыплются из тысяч мастер-классов, тренингов, учебных курсов и всяких назидательных постов в соц сетях. Мозг всё воспринимает, он вообще не забывает ничего. Участнику даже дадут диплом о том, что курс посещён и прослушан. А где вторая очень важная часть усвоения знания - практика?


Практика единственный способ усвоить информацию, сделать её своей. Известно, что на первичное усвоение нужно примерно 21 час практики, на то чтобы стать высококлассным специалистом нужно 3000 часов, на то чтобы стать экспертом мирового уровня 10 000 часов. Учёные подсчитали. 10 000 часов это 3 года. 5 лет, если вычесть время на сон и еду. 5 лет непрерывной практики в одном направлении. Вполне возможно.

А на что вы уже потратили свои 10 000 часов или 3000? Попробуйте представить те действия , которые вы совершаете регулярно. Возможно вы мировой эксперт по просмотру сериалов, управлению пылесосом, варке супа, игре в танчики...


На занятиях часто вижу людей (их процентов 80, если честно) , которые приходят со словами "Я хочу научиться". Я всем охотно верю и даю упражнения для самостоятельной практики. Потому что именно самостоятельная практика, подкреплённая желанием научиться, даёт эффект. На следующее занятие люди приходят снова. Упражнения они не делали. Они ждут, что я дам им таблетку, сделаю магические пасы руками...


Я разочарую, может быть... Я могу лишь доходчиво объяснить и скорректировать. Но отработать ваш навык, потратить ваш 21 час и ваши 100 часов не могу.
Крутой певец владеет голосом, потому что постоянно практикует, а не просто потому что понимает как это делается! Мастер йоги занимается йогой по 5-8 часов в сутки. Мастер цигун, гениальный поэт, крутой бизнесмен... - все то же самое. Список можно продолжать.


Если вы стремитесь знать, но практиковать не хочется, то это глубокий вопрос "почему". Мотивации на самом деле нет, или что-то мешает. И лень здесь скорее сигнал, чем отговорка.


Так что вы практикуете?


Радость быть сильной

Если женщина здорова, никакой специальной "женской слабости" для нее не существует. Как говорится, "если считаешь женщину слабой, попробуй стащить с нее ночью одеяло!..."


Да, женская сила отличается от мужской. Ее внешние проявления не столь прямолинейно-агрессивны. В чакровой системе женскими считаются вторая, четвертая и шестая чакры: эмоции, любовь, ясное видение. Женщина - природный источник энергии, "батарейка", притягивающая мужчину. А еще та, которая видит и указывает путь.

На марафоне "Голос Женственности" мы научимся работе со всеми энергетическими центрами, ведь каждая из нас уникальна, и имеет собственный баланс мужских и женских энергий в организме. Но конечно, сделаем упор именно на "женские" центры и способы работы с ними.


Однако же, откуда взялась та самая "женская слабость"?


Женская слабость - пассивная показная демонстрация своего бессилия. Здоровой женщине она несвойственна. И если мы наблюдаем "слабую женщину", скорее всего - это флирт с противоположным полом.


Есть еще одна форма этой игры. Искусственная стратегия, в которую женщина вовлечена так давно, что уже не может избавиться от нее. Да, дети в социальных играх рано учатся обижаться, манипулировать рыданиями, обезоруживать слабостью. И конечно, обессиленной зависимости учатся прежде всего девочки. Ведь именно таков образ женщины в глазах общества: застенчивая, нуждающаяся в помощи. В итоге, в наведенных расстроенных чувствах женщина перестает быть способной справиться с простыми проблемами. А став взрослой, она теряет самоуважение, и уважение со стороны мужчины.


Зрячая игра в слабость - удел мудрой женщины. Мужчина помогает ей спуститься по лестнице, используя его защиту и поддержку. Его сила как будто удваивается в этот момент. Конечно, она и без него может. Но как счастливы они оба в этой игре! Эта игра красива, и приятна обеим сторонам, когда выбирается осознанно.



Секреты магического голоса. Современный вокал - от даосских мастеров древности


Если вы были на московских занятиях Спонтанным пением, или практиковали на наших вебинарах, скорее всего вы
знаете: голос может обрести большую силу. Это происходит ровно в тот момент, когда вы осознаете процесс звукоизвлечения, придаете ему с помощью внимания особые настройки.


В этой статье мы дадим три главных секрета "магического голоса", сильного голоса, используя сравнение современных вокальных школ и древнекитайского даосизма, созвучного методикам Спонтанного пения.


Опытные вокалисты подтвердят: настоящая магия голоса в корне отличается от работы на сцене певца-профи с наработанными техническими "фишками". Вы сами видели такие выступления: технично, но... магии нет! "Чтобы пробудить чувства других, надо сильно чувствовать самому!" - так сказал один выдающийся итальянский мастер-скрипач. Он знал это как никто другой, будучи дважды мастером: ведь свой инструмент от изготавливал самостоятельно. Его имя - Паганини.


В античности бытовало мнение, что наш голос - продукт работы гортани. Наука 19 века опровергла это: стало очевидно, что наш голос образуется при колебаниях голосовых связок на сильном потоке воздуха. Который зарождается гораздо ниже. Но настоящим взрывом стала другая идея, предложенная Р. Юссоном в середине 20 века. Ученый выдвинул гипотезу о том, что наши связки не только механически вибрируют от дыхательной струи, но также напрямую связаны с биоэлектрическими сигналами нашей ЦНС!


Что это значит? Раз сила и характер электрического сигнала вызваны нашими эмоциями, чувствами, то напрашивается вывод: мы можем влиять на звук голоса почти напрямую! Поэтому управлять своим состоянием сознания - то, к чему мы стремимся на занятиях Спонтанным пением прежде всего.


Секреты даосских мастеров


Современная вокальная наука считает, что звук есть энергия. Мощность нашего голоса можно измерить в ваттах. Так, негромкая речь в диалоге - порядка 10 мквт, крик - до сотни мквт, а у сильных певцов - в десятки раз больше. Динамика явно нелинейная! Магия?.. :)


Впрочем, древнекитайские даосы все знали уже несколько тысяч лет назад. И гипотеза Юссона о биоэлектрическом характере голоса им была знакома.


Вот три "секретных" знания даосских мастеров, изучить которые нелишне не только профессиональным певцам или дикторам, но и всем, кому важно звучать в своей жизни на все 100%.


1. Для специального звука нужен специальный инструмент. Яркая окрашенность и мощная энергетика голоса использует все 3 основных резонатора человеческого тела: головной, грудной и брюшной. У даосов это были дяньтани (энергоцентры): верхний, нижний, средний. Было у них и понятие "вокального столба", или трубы, проходившего по центру тела.


Современные вокальные педагоги всегда ярко и образно призывают учеников "ощущать звук во всем теле", "расширять трубу", выводя звуки за ее пределы. По сути, тот же "магический" инструмент настройки на основные резонирующие участки организма. Да и знаменитый вокальный педагог К. Линклэйтер в своей книге "Освобождение голоса" признает мощнейшую зависимость голоса и образов нашей психики, а также нашего воображения. Но важно то, что воображение лишь инструмент для лучшего вхождения в контакт с энергиями тела, но никак не голая фантазия.


Как мы уже говорили в предыдущей статье, головной резонатор тела (или верхний дяньтань) имеет много высоких, светлых колебаний - их зовут обертонами. Да, те самые, знаменитые шаманские "над-звуки". Грудной резонатор (средний дяньтань) - основной певческий резонатор, дающий наиболее мягкие и низкие тембра. Именно умелое использование этого резонатора формирует "низкий, богатый" голос... А никак не напряжение голосовых связок, дорогие мужественные мужчины! Кстати, большая громкость голоса, о которой мы говорили в прошлый раз, - также следствие слаженной включенности резонаторов тела.


Что касается нижнего дяньтаня даосов, то о роли глубокого дыхания (в живот) говорят и современные педагоги по вокалу. Именно такое дыхание вентилирует легкие на 100%, включая их нижние участки, не задействованные при неглубоком дыхании "в ключицы" (его еще называют стрессовым). А это значит - у вас больше кислорода, больше энергии, больше запас воздуха для длинных нот, более мощная опора звука... Вот где настоящая сокровищница, - и не просто голосовой мощи, но и высокой энергетики, здоровья, отличного контакта с телом.


2. Энергетический объем. Мастера востока продолжают образный ряд: если у нас есть труба, и по ней идет поток, то конечно, труба должна быть объемной. Да, для даосов "труба" - энергетическое явление, а не физическое, как для современных физиологов, у которых есть "надставная труба" (глотка, рот, пазухи носа).


По трубе течет жидкость, и для даосов это - количество личной силы. Неудивительно, что и западные вокалисты различают громкость и силу звучания. Причем первое - это прежде всего, энергия звука, а второе - "голые" децибелы. Например, крик зайца, спасающегося от хищника, может быть громок, но вряд ли будет нести ощущение силы. И обратно, даже негромкий рык крупного хищника столь изобилует тембрами, окраской тела, что игнорировать его не получится.


Больше того, громкость - понятие субъективное, и это знают звукорежиссеры (и пользователи аудиозаписей ВКонтакте:)). Неправильно обработанный трек, сколько ни крути ручку громкости, все время кажется неясным, мутным, кажется что он тихий. То же самое - с неправильно настроенным голосом.


Здесь восток и запад полностью согласны. Сила голоса - это степень проводимости энергетических каналов человека, или же, его резонирующих полостей.


3. "Второе дно": образное наполнение.
Если энергетическая мощность потока может быть высокой или низкой с точки зрения физических параметров (частота в герцах, громкость в децибелах), то здесь мы входим в область настоящей магии. Да, мы говорили про связь голоса и нашей психики (а "псюхе" - это душа по-гречески)... И тут получается, что накладываясь на механические факторы голоса, образная "начинка" может дать на выходе совершенно неожиданные результаты. Это то, что делает талантливое выступление гениальным. Это и есть та самая "магия"!


Это то, почему подростки, подражающие знаменитым звездным исполнителям, не могут скопировать даже технически простые моменты песен. Это то, как по малейшим нюансам голоса собеседника на той стороне провода, ты вдруг понимаешь его душевное состояние. И это то, от чего неожиданно вдруг наворачиваются слезы от случайной песни из открытого окна... Песни, явно спетой для себя, и оттого искренней.


Таким образом, мастерское владение голосом - это прежде всего, владение своим телом и знание своей души. Ведь те самые мурашки по коже, неожиданные откровения, вдохновенные состояния рождаются не из слов, а из пространства до мысли. Вот почему "мысль изреченная есть ложь", а в речи человека мы отдаем должное смыслу лишь на 10-15%. Для нас важнее интонация, эмоции, поза, и то что "между строк".


И конечно, умея передавать это самое "между строк", голос можно использовать не только для пения, передачи состояний, но и для исцеления! Ведь если в звук можно "зашить" информацию, то с ее помощью можно удалять негативные "записи" в нашем теле - обиды, травмы, негативные установки. И можно записывать новые: позитивные.

Самое главное условие такой работы с голосом: постоянное присутствие здесь и теперь, в полной осознанности. В полном контакте со своим телом. Потому что магия - это не волшебные картинки, чудодейные символы или таинственные заклинания. Это большая работа, сознательная и творческая.


Простое задание: понаблюдайте себя во время речи. Когда вы в запале, механически, слепо выводите в звук очередную шаблонную мысль: как вас слушают? И слушают ли?:) Отследите те моменты, когда вы в полном контакте с транслируемым вами состоянием, идеей - как воспринимают вас люди? Что вы чувствуете сами?


Чтобы делиться откровениями, задавать вопросы мастеру, максимально сильно и осознанно выполнять практики Спонтанного пения - приходите на занятия в Москве!



"Не ори!" или Что такое сильный голос

Многие считают, что сильный голос – это громкий голос. Однако, в звучании громкость голоса – не главное. Сильный голос – это голос богатый, наполненный тембрами, резонирующий во всем теле. Конечно, соответствующая громкость может быть необходимой в разных ситуациях. Но подчеркнем снова, – звучность не равняется громкости!


Так что такое резонанс? Если посмотреть на музыкальный инструмент, например, на гитару, то у нее вибрируют струны. У фортепиано, если заглянуть внутрь, также можно обнаружить вибрирующую часть. Что касается человеческого голоса, то это тоже своего рода музыкальный инструмент, а вибрирующая его часть называется голосовые связки. Именно они, смыкаясь на воздушном потоке, рождают изначальный звук голоса.


Резонанс – это феномен передачи вибрации от одной вибрирующей части другой. Вы когда-нибудь замечали, что, когда у гитары вибрирует одна струна, ее вибрация передается другим струнам? У фортепиано тоже так. И в нашем голосе – точно так же.


Когда мы звучим, голосовые связки вибрируют, а вслед за ними, начинают вибрировать соседние части тела. Рождаются звуки выше (их называют обертона) и ниже основного тона. Так происходит резонанс. Нижние тона резонируют более тепло, а верхние тона более полетно, звонко. Изначально голос производится голосовыми связками, и это лишь небольшой процент полного звучания голоса, которое и дают резонаторы. Специалисты выделяют среди сотен резонирующих полостей тела три основных объема: головной, грудной, брюшной резонаторы.


Каждая часть резонирует определенным тоном: грудная издает теплые звуки, головная (назальная) издает яркие звуки. Мелодичный сильный голос будет богатым и полным, он может быть и громким, но все равно сохранит свое тембровое изобилие. Для интереса, послушайте вокалистов, которые вам нравятся, "новыми ушами". Оцените полноту их голоса, отметьте их резонансные особенности. Услышьте разницу голосов и стилей их исполнения.


Тренируя свой голос, мы достигаем того, что называется полным, богатым, наполненным звучанием. Его можно приравнивать к голосу профессионалов, и, при этом, наши голосовые связки не страдают. Однако, работая с голосом, на Спонтанном пении мы в первую очередь работаем с телом! Ведь от его свободы, раскрепощенности, и зависит сила и объем подключенных резонаторов.

Ком в горле. Как избавиться? Вебинар Анны Запрягаевой + простое упражнение!

Ком в горле. Зажатое горло. Знакомый симптом для многих из нас! Именно тогда, когда так важно выразить свои эмоции, быть убедительными, донести свое мнение, - мы молчим...


Проблема, как правило, куда глубже, чем физиологические проявления "удавки", кома или жжения в горле. В небольшом видео под вебинаром - простое упражнения для быстрого расслабления горла. Пробуйте.

На вебинаре "Обездвиженный голос" Анна Запрягаева говорит об истоках ее появления. За более глубокой проработкой - приходите на онлайн-семинары и занятия в Москве.

Практикуйте, обязательно задавайте вопросы на открытых вебинарах Анны Запрягаевой. Обратная связь от специалиста крайне важна в таком важном деле, как настройка нашего уникального инструмента - природного голоса. Удачи!

Узнайте расписание вебинаров / занятий в Москве


Пение гневом. Как научиться выражать свои эмоции.

Пение гневом. Спонтанное пение

Гнев дан природой каждому из нас. В процессе социализации нас научили делать вид, будто его не существует. Но никто не в силах изменить законы природы. Отрицая гнев, мы теряем способность испытывать радость и удовольствие!


Рассматривая эмоцию гнева, легко понять, почему мы боимся признать его в себе. Гнев деструктивен, а значит, может быть опасным. Это осознание пугает. Но гнев – это энергия. Подавлять его – значить душить свою силу.


Запуск эмоции может произойти на прогулке или в общественном транспорте. Обычно, у нас есть объект - нас разозлил кто-то конкретный. Это совсем не значит, что нужно качать права или бить морду хаму. Этим мы только усугубим ситуацию. Не нужно и обижаться, нося все это в себе. Так мы лишь создадим пресловутый ком в горле. Рано или поздно может наступить момент, когда эмоции переполнят нас, и прорвутся бесконтрольно и разрушительно.


Подавлять нельзя, – нужно управлять! Одним из действенных способов работы с гневом является упражнение под названием «пение гневом». Оно должно выполняться строго в изолированной обстановке, а не внутри самого конфликта, вызвавшего гнев.


Для того, чтобы правильно выполнить упражнение, нужно соединиться с этим чувством, позволив ему полностью захватить вас. В какой-то момент вы сможете заметить, что походите на зверя! Вы все делаете правильно. Усильте эмоцию еще и еще! Дайте проснуться чему-то дикому и бешеному. Ни на что не отвлекайтесь, погрузитесь в этот процесс с головой. Кричите, рычите, бейте подушку, не сдерживайте себя. Получайте от этого настоящий кайф. Свободно, без страха и оценок. А потом, дайте этому чувству голос. Пойте этим! Мелодия или текст могут придти, а могут нет. Вы можете помочь себе, поставив соответствующую музыку, но и это не обязательно.


После нескольких сеансов практики, идя глубже и глубже, вы обнаружите вашу настоящую, неповторимую песню. Песню вашего гнева. Песню вашей силы.

Ну а если вы живете в Москве - вам повезло! Приходите на занятия и Интенсивы по Спонтанному пению. Практиковать в группе под руководством мастера - мощнее, глубже, и веселее. Увидимся!



Древнейший музыкальный инструмент

Древнейший музыкальный инструмент. Звук, голос, пение.Голос, пение, звук


Человеческий голос – древнейший музыкальный инструмент, как учат педагоги музыкальных школ. Первые звуки, которые издает ребенок, звуки его собственного неокрепшего горла уже облечены музыкальной мыслью, намерением.

Так, подобно внимающему ученику, человек десятки тысяч лет назад пытался имитировать щебет птиц, рев зверя, шум бури. Первые вокальные упражнения он начал практиковать во время охоты. Шаман племени «пел», чтобы привлечь добычу. Он взывал к духам, заклинал, молил, сулил, восхвалял – и все это отражалось в переливах первой созданной человеком мелодии.

Дело в том, что звук, относительно продолжительное время удерживающийся на постоянной высоте, неизбежно привлекает внимание, останавливает, заставляя вслушиваться, а несколько подобных чередующихся звуков – составляют цельную смысловую конструкцию, послание. И вот человек, передразнивая, маня или пугая добычу, осознал собственный голос и с тех пор пением сопровождал чуть ли не каждое свое дело. Он пел, сея хлеб, прося неведомых духов дать хороший урожай. Он пел возлюбленной, песней показывая чувство, детям, чтобы успокоить их. Он громко пел, идя в бой, с целью вселить страх во врага и даже когда он умирал, над ним звучала песня его соплеменников, хоронящих его.

Благодаря завораживающей, неизбежно привлекающей природе звука, пение воспринималось людьми как сверхъестественный дар, магический акт, потому оно в древнейшие времена связано было в первую очередь с религиозными культами. Первобытная магия, шаманизм, анимизм, всегда сопровождаемые пением, с течением времени переродились в более развитые религиозные культы, и жрецы все более «монополизировали» право на пение. Ввиду того что пение людьми из других каст, иного рода деятельности наличествовало наряду со жреческим, следует разделить вокальное искусство (и музыку) на «религиозное» и «светское».

В античные времена служители культов не запрещали другим людям петь и играть на музыкальных инструментах. Роль музыки, в частности, пения, в культах была незначительна, тогда как народное творчество от застольных песен до возвышенных од было широко распространено. Древнейшие памятники нематериальной культуры, первые записанные стихотворения, несомненно, декламировались нараспев, о чем свидетельствует множество изображений на стенах зданий, предметах быта и прочем.

Дальнейшее развитие музыкального и, в частности, вокального искусства во многом определило появление христианства. Служители культа Иисуса Христа уделяли большое внимание пению в отправлении обрядов. В храмах воспевали бога как один человек, так и целый хор, появились множество церковных песнопений, упорядочить которые, а некоторые и запретить, решил глава Римско-Католической Церкви папа Григорий в VII в. н. э. Песнопения имели монодический, то есть одноголосный склад, будь то сольное или групповое пение.

Параллельно развивающееся народное песенное творчество с использованием музыкальных инструментов стало считаться низменным, греховным и запрещалось духовными властями с применением телесных наказаний и вплоть до аутодафе. Помимо причины внебогослужебного характера народного пения следует отметить еще одну: светские хоровые песни часто имели не один, а несколько музыкальных голосов, что считалось признаком чуть ли не служения нечистому духу.

В эпоху Средневековья, в X – XI вв. н. э., монах бенедиктинского ордена Гвидо Аретинский одним из первых со времен появления письменности задумался о необходимости записывать не только распеваемый текст, но и непосредственно звук, его высоту, длительность. Созданная им знаковая система представляла собой набор символов, графически изображающих движение мелодии, и эти символы повторял движением рук управляющий поющими хормейстер. Фактически невмы – так назывались эти символы – означали конкретную фразу.

Существовавшее параллельно с церковным народное музыкальное творчество получило широкое распространение в народных представлениях, балаганах, и, наконец, в театре. Часто использовались музыкальные инструменты, сопровождающие пение. Вскоре возник и стал развиваться музыкальный театр, в конце XVI в. появились первые профессиональные оперы. Нецерковное музыкальное творчество считалось клириками бесовским вплоть до новейшего времени. Так, к примеру, выдающегося австрийского композитора В.А. Моцарта после его смерти духовенство запретило хоронить в освященной земле.

Тем не менее люди пели и играли начиная с древнейших времен, безотчетно посылая миру свои сигналы о радости, печали, любви, войне, вкусной еде, боге, женщине, смерти, пьяной драке, о себе самих. И низменные страсти, и высочайшие устремления духа многократно усиливались магией сверхъестественного инструмента – собственного голоса, созданного природой и к ней в итоге обращающегося.