Древнейший музыкальный инструмент. Звук, голос, пение.
Человеческий голос – древнейший музыкальный инструмент, как учат педагоги музыкальных школ. Первые звуки, которые издает ребенок, звуки его собственного неокрепшего горла уже облечены музыкальной мыслью, намерением.
Так, подобно внимающему ученику, человек десятки тысяч лет назад пытался имитировать щебет птиц, рев зверя, шум бури. Первые вокальные упражнения он начал практиковать во время охоты. Шаман племени «пел», чтобы привлечь добычу. Он взывал к духам, заклинал, молил, сулил, восхвалял – и все это отражалось в переливах первой созданной человеком мелодии.
Дело в том, что звук, относительно продолжительное время удерживающийся на постоянной высоте, неизбежно привлекает внимание, останавливает, заставляя вслушиваться, а несколько подобных чередующихся звуков – составляют цельную смысловую конструкцию, послание. И вот человек, передразнивая, маня или пугая добычу, осознал собственный голос и с тех пор пением сопровождал чуть ли не каждое свое дело. Он пел, сея хлеб, прося неведомых духов дать хороший урожай. Он пел возлюбленной, песней показывая чувство, детям, чтобы успокоить их. Он громко пел, идя в бой, с целью вселить страх во врага и даже когда он умирал, над ним звучала песня его соплеменников, хоронящих его.
Благодаря завораживающей, неизбежно привлекающей природе звука, пение воспринималось людьми как сверхъестественный дар, магический акт, потому оно в древнейшие времена связано было в первую очередь с религиозными культами. Первобытная магия, шаманизм, анимизм, всегда сопровождаемые пением, с течением времени переродились в более развитые религиозные культы, и жрецы все более «монополизировали» право на пение. Ввиду того что пение людьми из других каст, иного рода деятельности наличествовало наряду со жреческим, следует разделить вокальное искусство (и музыку) на «религиозное» и «светское».
В античные времена служители культов не запрещали другим людям петь и играть на музыкальных инструментах. Роль музыки, в частности, пения, в культах была незначительна, тогда как народное творчество от застольных песен до возвышенных од было широко распространено. Древнейшие памятники нематериальной культуры, первые записанные стихотворения, несомненно, декламировались нараспев, о чем свидетельствует множество изображений на стенах зданий, предметах быта и прочем.
Дальнейшее развитие музыкального и, в частности, вокального искусства во многом определило появление христианства. Служители культа Иисуса Христа уделяли большое внимание пению в отправлении обрядов. В храмах воспевали бога как один человек, так и целый хор, появились множество церковных песнопений, упорядочить которые, а некоторые и запретить, решил глава Римско-Католической Церкви папа Григорий в VII в. н. э. Песнопения имели монодический, то есть одноголосный склад, будь то сольное или групповое пение.
Параллельно развивающееся народное песенное творчество с использованием музыкальных инструментов стало считаться низменным, греховным и запрещалось духовными властями с применением телесных наказаний и вплоть до аутодафе. Помимо причины внебогослужебного характера народного пения следует отметить еще одну: светские хоровые песни часто имели не один, а несколько музыкальных голосов, что считалось признаком чуть ли не служения нечистому духу.
В эпоху Средневековья, в X – XI вв. н. э., монах бенедиктинского ордена Гвидо Аретинский одним из первых со времен появления письменности задумался о необходимости записывать не только распеваемый текст, но и непосредственно звук, его высоту, длительность. Созданная им знаковая система представляла собой набор символов, графически изображающих движение мелодии, и эти символы повторял движением рук управляющий поющими хормейстер. Фактически невмы – так назывались эти символы – означали конкретную фразу.
Существовавшее параллельно с церковным народное музыкальное творчество получило широкое распространение в народных представлениях, балаганах, и, наконец, в театре. Часто использовались музыкальные инструменты, сопровождающие пение. Вскоре возник и стал развиваться музыкальный театр, в конце XVI в. появились первые профессиональные оперы. Нецерковное музыкальное творчество считалось клириками бесовским вплоть до новейшего времени. Так, к примеру, выдающегося австрийского композитора В.А. Моцарта после его смерти духовенство запретило хоронить в освященной земле.
Тем не менее люди пели и играли начиная с древнейших времен, безотчетно посылая миру свои сигналы о радости, печали, любви, войне, вкусной еде, боге, женщине, смерти, пьяной драке, о себе самих. И низменные страсти, и высочайшие устремления духа многократно усиливались магией сверхъестественного инструмента – собственного голоса, созданного природой и к ней в итоге обращающегося.